г. Алматы, A05B0Y8, ул. Айтеке би , 67, 4 этаж

г. Астана, Z01А5АF2, ул. Малика Габдуллина, 18, офис №5

Тел: +7 (727) 312-24-49

г. Алматы, A05B0Y8, ул. Айтеке би , 67, 4 этаж

г. Астана, Z01А5АF2, ул. Малика Габдуллина, 18, офис №5

Тел: +7 (727) 312-24-49

Лишение банка лицензии: что такое временная администрация

Одна из ключевых ролей в управлении банковской системы отведена временной администрации. Она обеспечивает сохранность имущества банка и управляет его деятельностью в условиях финансовой нестабильности. Иными словами, назначаемая временная администрация управляет деятельностью банка в период признания его неплатежеспособным или при лишении его лицензии. Рассмотрим детально, в каких случаях назначается временная администрация, и какие функции она выполняет.

 

Законодательно существуют следующие основания для установления в банке временной администрации:

 

  • признание банка неплатежеспособным;

  • лишение лицензии на проведение всех или отдельных банковских операций .


Важно отметить, что формирование состава временной администрации происходит не из числа руководства банка, ее назначает регулятор финансового рынка в лице Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).

 

Временная администрация может быть назначена не только после отзыва лицензии, но и до этого события. В зависимости от ситуации функции и задачи временной администрации могут различаться.

 

До отзыва лицензии у банка

 

В данном случае АРРФР до отзыва лицензии вправе ввести в банк временную администрацию на срок не более одного года, дав тем самым возможность банку улучшить показатели платежеспособности. Режим работы в банке при такой ситуации получил название специальный режим консервации.

В рамках консервации временная администрация выполняет следующие функции:


  • управление банком;

  • реализация мер по урегулированию неплатежеспособности;

  • приостановление обязательств банка перед кредиторами при необходимости;

  • передача активов и обязательств банка другому банку.

 

Целью временной администрации в период консервации является оздоровление финансового положения банка. Для этого она может вносить предложения по изменению плана финансового оздоровления. Как правило, на практике данная опция по консервации применяется редко.

 

После отзыва лицензии у банка

 

Если консервация не принесла результатов либо данный режим не применялся ввиду обреченного финансового положения неплатежеспособного банка, то АРРФР отзывает у него лицензию. В этом случае временная администрация назначается повторно и действует до формирования ликвидационной комиссии. Назначенная после отзыва лицензии временная администрация:

 

  • управляет банком;

  • проводит инвентаризацию активов и обязательств;

  • осуществляет передачу активов и обязательств другому банку;

  • контролирует сохранность имущества;

  • отвечает за урегулирование задолженности;

  • представляет интересы банка в суде;

  • предоставляет список депозиторов и расчет гарантийного возмещения Казахстанскому фонду гарантирования депозитов (КФГД).

 

Во временную администрацию могут входить представители АРРФР и КФГД. Для банков-участников системы гарантирования депозитов включение представителя КФГД является обязательным.

 

Временная администрация играет критически важную роль в управлении банками, оказавшимися в сложной финансовой ситуации. Она помогает защитить интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивая сохранность имущества банка и управление его операциями в условиях кризиса. Понимание механизмов работы временной администрации позволяет лучше ориентироваться в финансовых вопросах и способствует защите личных финансов. При лишении банка лицензии временная администрация предоставляет КФГД сведения по суммам гарантийного возмещения для последующей их выплаты. Размер возмещения лимитирован законом и выплачивается в тенге:


  • 20 млн тенге – по сберегательным депозитам в тенге;

  • 10 млн тенге – по карточкам, счетам и другим депозитам в тенге;

  • 5 млн тенге – по карточкам, счетам и депозитам в иностранной валюте (в эквиваленте по курсу обмена валют, установленному на дату лишения банка лицензии).


В ситуации, когда у вкладчика размещено несколько депозитов, отличающихся друг от друга по виду и валюте, то при страховом случае гарантируется совокупный остаток суммы по всем депозитам, не более 20 млн тенге, учитывая лимиты, установленные законом по каждому виду и валюте депозита. А если средства на депозите превышают предельную сумму гарантии, то данный остаток депозиторам  в порядке очередности выплачивает ликвидационная комиссия. Ее назначает АРРФР после временной администрации. Ликвидационная комиссия принимает меры для завершения дел банка и обеспечения расчетов с его кредиторами. В их числе физические лица, внесшие свои средства на депозиты в размере, который превышает максимальную сумму гарантийного возмещения.


Если у вас остались вопросы по данному материалу, вы можете обратиться по бесплатному номеру колл-центра 1460 либо направить свои вопросы на info@kdif.kz или в Telegram-чат @kdif_ask.