г. Алматы, A05B0Y8, ул. Айтеке би , 67, 4 этаж

г. Астана, Z01А5АF2, ул. Малика Габдуллина, 18, офис №5

Тел: +7 (727) 312-24-49

г. Алматы, A05B0Y8, ул. Айтеке би , 67, 4 этаж

г. Астана, Z01А5АF2, ул. Малика Габдуллина, 18, офис №5

Тел: +7 (727) 312-24-49

Forbes.kz: Хватит ли денег в фонде гарантирования депозитов, если банки РК продолжат закрываться

 

 

— Вообще в мировой практике существует два основных способа финансирования гарантируемой выплаты возмещения вкладчикам банка.

Первый – по факту неплатежеспособности банка, ex post. Тут сбор обязательных взносов производится тогда, когда банк испытывает проблемы с выплатами.

Второй – авансовый, ex ante. Он предполагает постепенное систематичное накопление денег, чтобы обеспечить выплаты в будущем в случае ликвидации банка – участника системы гарантирования. Этот метод более справедливый, ведь все банки-участники, включая ликвидированного, принимали участие в накоплении резервов. Во всем мире работают 143 организации гарантирования депозитов и 123 используют именно авансовый метод.

При методе ex ante существует разные подходы по сбору взносов с банков-участников. КФГД использует метод авансового финансирования с системой дифференцированных ставок взносов. Наш фонд накапливает резерв за счет ежеквартальных взносов участников.

 

— От риск-профиля банка. КФГД рассчитывает его по собственной методике: менее устойчивое финансовое положение банка предполагает более высокую ставку взноса. Максимальный размер ставки взноса может достигать 2% в год от объема депозитной базы физлиц.

 

— Общий объем депозитов физлиц в банках – участниках системы гарантирования составляет 8,5 трлн тенге.

Гарантия КФГД распространяется на 100% депозитных счетов физлиц в банках второго уровня. 99,8% депозитных счетов физлиц гарантируется в полном объеме – сумма на этих счетах не превышает максимальную сумму гарантии КФГД. Как вы понимаете, система гарантирования депозитов эффективна, поскольку защищает основной сегмент населения Казахстана.

 

КФГД располагает средствами для выплаты гарантийного возмещения в объеме 751,2 млрд тенге (около $2 млрд), которые составляют порядка 10% всех депозитов физлиц. В сравнении с другими странами Казахстан располагает значимым объемом накопленного резерва: финансовое обеспечение КФГД в абсолютном выражении сопоставимо с уровнем таких стран с аналогичным количеством экономически активного населения, как Малайзия, Нидерланды и Румыния ($500 млн, $1,1 млрд и $1,7 млрд, соответственно).

 

— Средства КФГД инвестируются по принципу максимальной сохранности и минимального кредитного риска и риска потери стоимости. Национальный банк РК – доверительный управляющий активами КФГД.

86% денег размещены в ноты Нацбанка РК, государственные ценные бумаги министерства финансов РК, облигации Казначейства США с кредитным рейтингом «АА+» и в еврооблигации Европейского банка реконструкции и развития и Международной финансовой корпорации с наивысшим кредитным рейтингом «ААА».

Остальные 14% инвестиционного портфеля размещена во вклад в Нацбанке РК и в корпоративные облигации квазигосударственного сектора.

Инвестиционный доход составляет значительную часть от резерва КФГД, он практически сопоставим с накопленной суммой взносов от банков-участников.

Система формирования резервов КФГД доказала свою эффективность. Например, за 2018–2019 было выплачено гарантийное возмещение порядка 56,5 млрд тенге вкладчикам Банка Астаны, Qazaq Banki и Эксимбанка. Это покрыло 97% от общей суммы, которая подлежала выплате. За возмещением уже обратились более 52 тыс. человек. Выплата вкладчикам не превысила 7% от объема накопленного резерва КФГД. В этих банках доля вкладчиков, депозиты которых были защищены гарантией в полном объеме, в Банке Астаны составила 99,4%, в Qazaq Banki – 95% депозитных счетов.

 

— Согласно международным стандартам, взносы банков должны быть основной базой резервов КФГД. Сегодня в Казахстане ситуация несколько иная: взносы банков не являются основным источником формирования резервов КФГД, и составляют менее трети от всех накопленных резервов КФГД. Столько же составляют сделанные ранее вливания Нацбанка РК в капитал КФГД. Оставшаяся часть составляет инвестиционный доход от размещения резервов КФГД и поступления от ликвидационных комиссий.

При этом нужно понимать, что в любом случае в системе взимания взносов с банков присутствует эффект масштаба: чем больше банк привлекает депозитов населения, тем больше он вносит взносов в КФГД в абсолютном значении, даже если ставка календарного взноса будет самой маленькой по всем банкам. Это логично, так как ответственность КФГД по банкам, привлекшим большие объемы депозитов населения, выше, и взносы от таких банков в КФГД должны быть больше.

Ликвидированные в 2018–2019 Банк Астаны, Эксимбанк и Qazaq Banki находились в системе гарантирования депозитов относительно недолго, и их доля в совокупной депозитной базе банков не превышала 1%. Несмотря на это, в последние годы эти банки мы оценивали как организации, ведущие высокорисковую деятельность. Поэтому они уплачивали ежеквартальные взносы в КФГД по повышенной ставке. В результате, доля взносов этих банков в объеме выплаченного КФГД возмещения составила около 4%. Для сравнения, доля взносов банков, классифицированных КФГД как самые устойчивые, за рассматриваемый период составила 1,2% от объема размещенных в этих банках депозитов в пределах суммы возмещения, но в абсолютном значении эта сумма превышает взносы ликвидированных банков в 2 раза из-за эффекта масштаба.

 

— Сегодня КФГД располагает достаточными средствами для выплаты гарантийного возмещения по депозитам физлиц любого банка, который будет ликвидирован по решению суда. Однако в случае возникновения финансовых проблем у системно значимых банков предусмотрены отдельные процедуры финансовой поддержки со стороны государства. Это исключает выплаты по таким банкам, соответственно, использование резервов КФГД.

В соответствии с МСФО 9 (международный стандарт финансовой отчетности — F) и основополагающими принципами Международной ассоциации страховщиков депозитов (IADI), резервы КФГД должны соответствовать уровню ожидаемых убытков, а не покрывать депозитную базу самых крупных банков или всей финансовой системы. Иначе это означало бы, что банки должны перевести всю свою депозитную базу в КФГД.

Вообще выплаты гарантийного возмещения не должны быть основной функцией системы гарантирования депозитов. По нашему мнению (и КФГД активно работает в этом направлении), на первый план должны выйти процедуры по оздоровлению и резолюции банков, как наиболее эффективный вариант решения проблем как для КФГД, так и для бизнеса и граждан. Во многих развитых и развивающихся странах применяется метод наименьших затрат в отношении проблемных банков. Как показывает международная практика, меры по урегулированию проблемных банков зачастую менее затратны, чем ликвидация и дальнейшая выплата гарантийного возмещения. Функции по санации и резолюции банков, как правило, возложены на организации по страхованию депозитов. В нашем случае применение такой международной практики означало бы расширение полномочий КФГД, предоставление КФГД доступа к более полной надзорной оценке и банковской тайне, что позволит более точно оценить риск-профиль каждого банка.

 

— Гарантия по депозитам в тенге увеличивалась поэтапно. В 2015 в рамках дедолларизации экономики максимальная сумма возмещения была повышена с 5 до 10 млн тенге. В 2018 гарантия по сберегательным вкладам в тенге была увеличена до 15 млн. Максимальная сумма возмещения по депозитам в иностранной валюте остается неизменной с 2008 и составляет 5 млн тенге. Эти меры способствовали снижению уровня долларизации сбережений населения до 45% со своего исторического максимума в 80,4%, который был зафиксирован в январе 2016.

Долларизация депозитного рынка во многом связана с индивидуальными предпочтениями вкладчиков, которые сохраняются в силу множества факторов, в том числе – из-за недостаточного уровня финансовой грамотности и осведомленности вкладчиков о банковских валютных рисках.

Гарантия по депозитам в иностранной валюте может быть повышена, но такое повышение будет преждевременным, если к этому моменту не будет обеспечена стабильная, срочная база фондирования банков за счет депозитов физических лиц в национальной валюте, при этом стоимость такого фондирования должна быть экономически обоснованной. Сегодня этот фактор ограничивает возможности банков кредитовать предпринимательство и граждан. С другой стороны, независимо от суммы гарантии, депозиты в иностранной валюте – это инструмент с высоким риском, который требует от вкладчиков высокого уровня финансовой грамотности и осознанного отношения к риску.

 

С другой стороны, мы понимаем, что система, в которой существуют разный уровень защиты сбережений для разных депозитов, требует упрощения. Сегодня одни вкладчики не понимают систему распределения гарантийных сумм, другие – берут на себя избыточный уровень риска, рассчитывая на гарантию, которая по сути является социальной услугой. Например, уже сложилась поведенческая модель, где при возникновении негативной информации о деятельности банка депозиты в иностранной валюте одномоментно «переворачивают» в тенге – чтобы получить максимально возможную защиту гарантией. Это увеличивает риски будущих обязательств КФГД и снижает показатель достаточности резерва КФГД.

Поэтому преждевременно рассматривать вопрос о повышении гарантии по депозитам в иностранной валюте без проведения разъяснительной работы и масштабного финансового обучения. В этой работе участвуют и регулятор, и КФГД, и банковское сообщество.